мл.л-т Азарнов Василий Данилович 951 шап 306 шад 9сак 17 ВА

Полевая археология. Архивная работа. Возвращение из последних полетов

Модераторы: aquadnepr, Земград

мл.л-т Азарнов Василий Данилович 951 шап 306 шад 9сак 17 ВА

Сообщение Серёга » 13 янв 2017, 20:46

При составлении списков солдат погибших и пропавших без вести на территории Криворожского района Днепропетровской области для увековечивания имен на плитах братских могил, а в дальнейшем исследования этого периода, столкнулся с рядом сложностей.
Например, командир звена 951 шап 306 шад 9 сак 17 ВА мл. л-нт Азарнов Василий Данилович 1922 г.р. и воздушный стрелок ст.сержант Митрофанов Владимир Филиппович 1918 г.р. не вернулись с боевого задания 03(05).12.1943 года.https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=55843571 https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=54818643Хотя согласно записи диспетчерского журнала 306 шад они вылетели 28.11.1943 года.
На Генштабовской карте того времени подчеркнул часть населенных пунктов указанных в боевой задаче.
Самое сложное, Азарнов В.Д. и Митрофанов В.Ф. увековечены в селе Христофоровка Криворожского района Днепропетровской области, там даже на сельской школе есть мемориальная доска.
У меня нет никаких сомнений, что Азарнов и Митрофанов погибли в селе Христофоровка Никопольского района Днепропетровской области (это самая северная часть района) и должны быть увековечены там.(На 99,9% с моими выводами согласен Игнатенко Л.А.создатель сайта "Могила Нечаева, он родом с соседнего села "никопольской" Христофоровки)
Расстояние от ближайшего аэродрома (Кайдаки, Днепропетровск) до Христофоровки Криворожского района составляет , примерно, 160 км, а до Христофоровки Никопольского района - 80 км. Криворожская Христофоровка находилась в зоне ответственности 5 ВА и линия фронта проходила от нее 20-25 км северо-восточнее.
Какой экипаж погиб в районе Криворожской Христофоровки буду устанавливать на месте по обломкам.
Все это необходимо подтвердить документально. Достаточно ли будет сканов из ОБД и Память народа, не знаю (может не все нашел). Обещали помочь архивами спецы по авиации, пока глухо.
Прощу Вашей помощи и совета. Это только один из случаев. Есть много интересного и о других судьбах летного состава.
--
Серёга

 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 07 янв 2014, 18:36

мл.л-т Азарнов Василий Данилович 951 шап 306 шад 9сак 17 ВА

Сообщение Серёга » 13 янв 2017, 21:01

00000167.jpg
00000170.jpg
Карта Христофоровки.jpg
Cкан Христофоровки Азарнов1.jpg
Серёга

 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 07 янв 2014, 18:36

Re: мл.л-т Азарнов Василий Данилович 951 шап 306 шад 9сак 17

Сообщение Земград » 14 янв 2017, 04:01

Серёга писал(а): Какой экипаж погиб в районе Криворожской Христофоровки буду устанавливать на месте по обломкам.


Здесь нужны подробности. Есть место падения? Обломки... есть номера для идентификации?

Серёга писал(а): Расстояние от ближайшего аэродрома (Кайдаки, Днепропетровск) до Христофоровки Криворожского района составляет , примерно, 160 км, а до Христофоровки Никопольского района - 80 км. Криворожская Христофоровка находилась в зоне ответственности 5 ВА и линия фронта проходила от нее 20-25 км северо-восточнее.


Сергей, штурмовики 306шад (17ВА) исходя из представленных Вами документов летали из-за Днепра с аэродромов в районе Синельниково (восточный и западный), а также с аэродрома Котивец - это Павлоградский район (южнее Карабиновки). т.е. еще дальше, чем аэродром в Кайдаках. Эти точные привязки к аэродромам и увеличения расстояния - дополнительно работают на Христофоровку Никопольского района.
А насчет привязки аэродромов 5ВА - можно брать в расчет не только условно Кривой Рог. Точно были аэродромы 5ВА в районе Пятихаток. В районе Криничек базировались аэродромы, возможно тоже 5 ВА.

Серёга писал(а): Например, командир звена 951 шап 306 шад 9 сак 17 ВА мл. л-нт Азарнов Василий Данилович 1922 г.р. и воздушный стрелок ст.сержант Митрофанов Владимир Филиппович 1918 г.р. не вернулись с боевого задания 03(05).12.1943 года.https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=55843571 https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=54818643Хотя согласно записи диспетчерского журнала 306 шад они вылетели 28.11.1943 года.


Много нестыковок в документах. Если сравнивать ЖБД 306 ШАД за 28.11.1943г. с диспетчерским журналом, то в ЖБД есть данные о вылете в 08-20 группы 10 штурмовиков Ил-2 951-го ШАП под прикрытием 2-х Ла-5 из 31-го ИАД в указанный район. Штурмовики вылетали с аэродрома Западный (Синельниково). Обратно вернулось 9 штурмовиков. Согласно данных ЖБД, других потерь штурмовиков в этот день не было. При этом по данным диспетчерского журнала в 13-20 экипаж Азарнова В.Д. вылетал в составе группы из 6 штурмовиков Ил-2. В этот вылет ушло две группы по 6 самолетов 951-го ШАП (всего 12) и согласно ЖБД - все 12 вернулись на свой аэродром.
29 и 30 ноября экипаж Азарнова В.Д. в числе вылетавших 951 ШАП не указан.
С 01 по 05.12.1943г. 951-й ШАП не летал.
Вложения
00000075.jpg
00000076.jpg
Днепровская поисковая группа
__________________________________________________________
"... Толк будет. Как говорил товарищ Христос: ищите и обрящете..."
Аватара пользователя
Земград

 
Сообщения: 2150
Зарегистрирован: 07 окт 2010, 00:09
Откуда: Дніпро, Україна

Re: мл.л-т Азарнов Василий Данилович 951 шап 306 шад 9сак 17

Сообщение Серёга » 14 янв 2017, 23:54

За 29.11.1943 года в ЖБД 306 шад записано, что 10 ИЛ-2 951 шап вылетевших в 08-20 с аэродрома Западный (Синельниково) в 09-45 вернулись 8 ИЛ-2 (Вы написали 9).
В Диспетчерском журнале 306 шад за 29.11.1943 записано:"...с боевого задания не вернулись с 951 Квилидзе-Шпак 2 экипажа, с 672 - Прибылов Итого 3 экипажа".
Здесь вроде бы все соответствует.
За 28.11.1943 г. в ЖБД сделана запись по 951 шап: "...в 09-20 вылет 6 ИЛ-2 и в 10-15 все 6 возвращаются. В диспетчерском журнале этот вылет записан, указаны фамилии и номера машин. Азарнов и Митрофанов на машине с номером 8502.
В журнале нет вылета 12 ИЛ-2 в 13-20 и возвращения в 14-35. в ЖБД вылет записан.
В другом ЖБД за 30.11.1943 года следующая запись,из 9-ти вылетевших не вернулись 6 экипажей. Перечислены фамилии.Указан номер машины - 68502. Получается Азарнов с Митрофановым?
00000083 (1).jpg
00000170.jpg
Серёга

 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 07 янв 2014, 18:36

Re: мл.л-т Азарнов Василий Данилович 951 шап 306 шад 9сак 17

Сообщение aquadnepr » 15 янв 2017, 21:58

Сергей, ваши доводы логичны и по совести правильны.
Но без места падения и фрагментов самолета с номерами, который смогут идентифицировать экипаж мы не можем что-либо утверждать точно на 100%

привожу фрагмент карты с линией разграничения работы 5 ВА и точками- ориентирами возможного дислоцирования аэродромов
Вложения
091943 5ВА.jpg
00000143.JPG
Поисковая группа №1 ИПО "Поиск-Днепр" г.Днепропетровск
_____________________________________________________
"Бабушка приехала!!!..В помощи не нуждаемся!.."
Аватара пользователя
aquadnepr

 
Сообщения: 591
Зарегистрирован: 20 дек 2010, 00:06
Откуда: Днепр

Re: мл.л-т Азарнов Василий Данилович 951 шап 306 шад 9сак 17

Сообщение Земград » 17 янв 2017, 01:56

Серёга писал(а):В другом ЖБД за 30.11.1943 года следующая запись,из 9-ти вылетевших не вернулись 6 экипажей. Перечислены фамилии.Указан номер машины - 68502. Получается Азарнов с Митрофановым?


Там перечислены фамилии всех членов этих 6 экипажей и экипаж Азарнов-Митрофанов среди них не значится.
В диспетчерском журнале указаны номера и фамилии:
- 8991 Краснов, Михайлов (Краснов вернулся 01.12. машина в районе Мал.Софиевка)
- 0178 Зубко, Томин (Зубко вернулся машина сгорела)
- 5175 Бородавко, Евстигнеев (Бородавко погиб)
- 8594 Клименко, Гончаров (Клименко вернулся)
- 9574 Винхвадзе, Чиркин (Винхвадзе вернулся)
- 5772 Павлов, Осипов (неизвестно о Павлове)
Запись о 68502 - сгорели, вроде как не вписывается... это уже 7 самолет... может это запись относится к другой дате?...
Но насчет привязки этого самолета к потере экипажа Азарнов-Митрофанов не складывается.
Смотрите: 28.11.1943 указано, что они летали на 8502. По этим четырем цифрам можно предполагать, что речь идет о самолете 68502, который сгорел 30.11.1943г.
Однако, в этом же диспетчерском журнале за 06.12 и 17.12.1943г. есть записи о полетах других экипажей на самолете 8502...
вообщем aquadnepr дело говорит ... или есть другие документы, объясняющие эту запутанную ситуацию, которых нет в Памяти Народа. Возможно они в архивных делах полка, дивизии.
Вложения
00000184.JPG
00000191.JPG
Днепровская поисковая группа
__________________________________________________________
"... Толк будет. Как говорил товарищ Христос: ищите и обрящете..."
Аватара пользователя
Земград

 
Сообщения: 2150
Зарегистрирован: 07 окт 2010, 00:09
Откуда: Дніпро, Україна

Re: мл.л-т Азарнов Василий Данилович 951 шап 306 шад 9сак 17

Сообщение Земград » 18 янв 2017, 00:59

По цифрам

68501
68502


думается это не номера самолетов, это кодировка связанная с обозначением потерь/повреждений и т.п. :

68502 сильно повреждены в 995 ШАП 22.11.1943г.
(т.е. как минимум 2шт и другой полк)

68501 сильно поврежден в 995 ШАП 22.11.1943г.

68501 не вернулся в 995 ШАП 27.11.1943г.
68501 сбит в 672 ШАП 27.11.1943г.
(две потери в один день в двух разных полках... самолет с одним номером?...)

68502 сгорели в 951 ШАП 30.11.1943г.
(тоже во множественном числе)

68501 имеет 10-15 пробоин - 995 ШАП 05.12.1943г.
(если это номер самолета - то летает после уже двух своих потерь: "не вернулся" в 995шап и "сбит" в 672шап в один день - 22.11.1943)
___________

Еще в пользу пятизначного обозначения повреждений/потерь:

24501

в ЖБД: "... Повреждено колесо 24501 мл.л. Лесовского, при посадке самолет разбит..." - 14.01.1944г в 995 ШАП

в диспетчерском журнале: "... Лясовский-Закопайлов 9052...", "...Лясовский .... машину на аэродром. Ремонту не подлежит..."

24501 - кодировка

9052 - самолет


.....
Вложения
00000075.jpg
68501, 68502
00000079.jpg
68501, 68502
00000083.jpg
68501, 68502
00000084.jpg
68501, 68502
00000093.jpg
24501
00000250.JPG
24501
00000249.jpg
24501
Днепровская поисковая группа
__________________________________________________________
"... Толк будет. Как говорил товарищ Христос: ищите и обрящете..."
Аватара пользователя
Земград

 
Сообщения: 2150
Зарегистрирован: 07 окт 2010, 00:09
Откуда: Дніпро, Україна

Re: мл.л-т Азарнов Василий Данилович 951 шап 306 шад 9сак 17

Сообщение Серёга » 19 янв 2017, 17:30

Согласен с Вашими доводами. Спецы по летному составу пока молчат. Отдал штурману в отставке на расшифровку таблицы с победами люфтваффе, в которых указаны пятизначные цифры(возможно координаты),мест падения наших самолетов. В сети встречал, что могут обозначать эти цифры, но до конца так и не разобрался. С весны поработаю в "криворожской" Христофоровке. Уже беглое ознакомление со списками увековеченных в этой Христофоровке показало полное не соответствие действительному.
Серёга

 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 07 янв 2014, 18:36

Re: мл.л-т Азарнов Василий Данилович 951 шап 306 шад 9сак 17

Сообщение Земград » 20 янв 2017, 13:39

Серёга писал(а):расшифровку таблицы с победами люфтваффе, в которых указаны пятизначные цифры(возможно координаты),мест падения наших самолетов. В сети встречал, что могут обозначать эти цифры, но до конца так и не разобрался.


Основу квадрата составляют параллели и меридианы (их границы), затем деление внутри на еще восемь квадратов, затем каждый еще на девять - это 5 цифр, плюс дальше каждый квадрат еще на девять может делиться - это уже буквами обозначается.

Надо повспоминать, где-то была ссылка на программу конвертации трапецов.

Сергей, если у Вас под рукой списки побед немце, подкиньте информацию по-возможности.
Вложения
PQ.jpg
PQQ.jpg
Днепровская поисковая группа
__________________________________________________________
"... Толк будет. Как говорил товарищ Христос: ищите и обрящете..."
Аватара пользователя
Земград

 
Сообщения: 2150
Зарегистрирован: 07 окт 2010, 00:09
Откуда: Дніпро, Україна

Re: мл.л-т Азарнов Василий Данилович 951 шап 306 шад 9сак 17

Сообщение Серёга » 22 янв 2017, 17:36

Вопрос по расшифровке пятизначных чисел (координат)рассматривался на "Тризне". Там же был предложен онлайн-конвертер.http://airfields-wwii.ru/tools/gradnetz.html
Удалось отыскать точные места падения трех самолетов, все они оказались немецкими. Конвертер мне в этом не помог. К примеру,ни как не вяжутся заявленные координаты пилота, сбившего ГСС капитана Базарова И.Ф., немец сопровождал его самолет до столкновения с землей. Хотя это уже отдельная тема.
Серёга

 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 07 янв 2014, 18:36

След.

Вернуться в Авиация. Поиск по местам воздушных боев



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron

Кто сейчас на конференции

Всего посетителей: 1, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 1 (основано на активности пользователей за последние 5 минут)
Больше всего посетителей (135) здесь было 25 окт 2016, 16:35

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1